В этой статье постараюсь как можно полнее и проще раскрыть тему обжалования в уголовном процессе, различные ее особенности и возникающие порой проблемы.

Кто может обратиться с жалобой?

С жалобой может обратиться любой участник уголовного судопроизводства, как обвиняемый, подозреваемый и их защитники, так и потерпевший, истец, их представители, а так же свидетели.

Очень важно знать, что не только те лица, кто непосредственно участвует в уголовном процессе, но и другие люди, чьи интересы затрагиваются производимыми по уголовному делу действиями и принимаемыми сотрудниками правоохранительных органов решениями, вправе обратиться с жалобой.
К примеру: человек является собственником автомобиля, используя который, другое лицо совершило преступление. При этом сам собственник к преступлению никакого отношения не имеет. Однако в случае задержания транспортного средства, права владельца могут быть затронуты.

На что жалуетесь?

Обжаловать можно как различные письменные решения дознавателя, следователя, их начальников, прокурора, так и действия и бездействие указанных лиц.
Более того, если при расследовании уголовного дела допускается нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства, а попросту- волокита, можно придать допустившим ее лицам ускорение, обратившись с соответствующей жалобой к прокурору или начальнику органа, где расследуется дело. Указанный порядок обжалования регламентируется статьями 123-127 УПК РФ.

Стоит иметь ввиду, что если в ходе досудебного расследования дела, какие-либо решения выносит суд( например об избрании меры пресечения), то их обжалование производится в ином порядке и не исследуется в настоящей статье, которая посвящена обжалованию действий(бездействия) и решений сотрудников правоохранительных органов.

Кому жаловаться?

Глава 16 УПК РФ, которой фактически и посвящена данная статья, позволяет указанным выше лицам жаловаться на правоохранительные органы как прокурору и руководителю следственного органа ( ст.124 УПК РФ), так и в суд ( ст.125 УПК РФ). При этом, если с внесудебным порядком обжалования обычно у людей вопросов не возникает, поскольку очевидно, что жалоба подается начальнику следователя или дознавателя, либо местному прокурору, то с судебным путем иногда возникают сложности. Жалоба подается в суд по месту совершения преступления,которое обычно расследуется органом, расположенным на той же территории. А как быть, если предполагаемое преступление произошло в одном месте, а дело по каким-либо причинам расследуется органом, расположенным в другом месте? Например деяние произошло в одном из районов Москвы, а дело расследует Главное следственное управление, расположенное в другом районе. Этот случай предусмотрен законодателем, а так же разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 (ред. от 29.11.2016) "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и предусматривает рассмотрение жалобы судом, по месту нахождения органа, на который она подается.

Очень внимательно стоит отнестись с выбором способа обжалования. Кому все-таки лучше писать: прокурору, начальнику или в суд?

Тут могу лишь предложить свое личное мнение, как сейчас принято писать в интернете  - ИМХО. На основании имеющейся практики, могу сказать, что очень здорово и прекрасно, когда САМ СУД встает на Вашу сторону и отменяет решение или признает незаконным действие или бездействие сотрудника органов. Но это бывает не всегда. У судов есть формальная позиция «не вмешиваться в процессуальную деятельность следствия», пользуясь которой, к сожалению, суды, иногда, готовы «закрыть глаза» на любые нарушения следователя и отказать в удовлетворении жалобы. А сам следователь или дознаватель, получив такое решение суда, размахивает им как флагом и порой дает понять, что « вот видите, я могу делать все, что захочу и мне за это ничего не будет. Даже суд встал на мою сторону!». И с вступившим в законную силу решением суда спорить уже гораздо сложнее. При этом я признаю, что судебное обжалование может быть очень эффективным и в практике есть множество случаев, когда суд удовлетворял жалобы, в том числе даже, фактически признавал обвинение незаконно предъявленным.
Если же обжаловать прокурору или руководителю, то в случае их отказа в удовлетворении жалобы, можно идти дальше - к вышестоящим прокурорам и начальникам.

Как быстро должны рассмотреть жалобу?

  • Прокурор или начальник должны рассмотреть жалобу в течении трех дней, но могут продлить этот срок до десяти дней, если нужно истребовать какие-либо дополнительные материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.
  • Суд, по закону, должен рассмотреть жалобу в течении пяти дней.

Однако указанные сроки, к сожалению, редко соблюдаются. Суды могут рассматривать жалобу месяцами, объясняя это тем, что следователь не предоставляет материал, имеющий отношение к предмету обжалования. В правоохранительных органах, особенно в системе Следственного Комитета, вообще практикуется рассматривать жалобу, поданную в полном соответствии с требованиями главы 16 УПК РФ, как обращение гражданина, иногда больше месяца. Более того, жалобы зачастую перекидывают из органа в орган и в итоге Ваша жалоба может где-то болтаться несколько месяцев и в конце пути оказаться у самого следователя, на которого Вы жаловались. И он будет фактически сам рассматривать жалобу на себя же.

Такие и подобные им факты как раз и способствуют возникновению у людей недоверия к правоохранительной системе и должны жестко пресекаться, а не поощраться, руководством различных органов. Эти нарушения прав участников уголовного судопроизводства неоднократно были предметом обсуждения юридического сообщества, однако, к большому сожалению, сплошь и рядом имеют место и подрывают веру людей в реальность построения действительно правового государства.

Хотите получить бесплатную консультацию по телефону? Оставьте свой номер для связи, я перезвоню и подробно расскажу, чем можно помочь в Вашей ситуации!
Обязательное поле
Обязательное поле
Спасибо. Я получил ваш запрос и свяжусь с вами как можно скорее.

Адрес:
1) Офис "Арбат": г.Москва, ст.метро Арбатская, Б.Кисловский пер., д.1\12
2) Офис "Куркино": г.Москва, Куркино,
ул. Родионовская, д.12
3) Офис "Зеленоград": г. Москва, Зеленоград,Центральный пр-т, корп.303

Телефоны:
8(499) 390-07-87, 8(925)390-07-87, 8(495)778-34-74

Электронная почта:
advkol@yandex.ru